www.new-greece.ru - Греция, информация о Греции

Новости RSS
{main}

История Афин

Автор: admin от 8-05-2011, 13:46

История Афин

 

Невысокий скалистый холм (156 м над уровнем моря), позже ставший Акропо­лем города Афины, с древних времен привлекал человека как удобное место для поселения.

Он возвышается рядом с другими холмами среди долины, окру­женной с севера, востока и запада горами Гимет, Пентеликон, Парнифа, Эгалео, орошаемой реками Кифисос и Илисос. Расстояние 5 км, отделяющее Ак­рополь от моря, позволяло его жителям использовать преимущества такого ме­стоположения и в то же время ограждало их от нападений с моря. Возвышен­ность была обеспечена питьевой водой, поэтому здесь селились издавна.

 

Пер­выми обитателями этих мест были пеласги, которые с начала VI тыс. до н.э. жи­ли в пещерах скал Акрополя, а в случае опасности поднимались на его верши­ну.

Афины — название доэллинского периода.

Согласно археологическим дан­ным, в минойский период на Крите поклонялись богине Афине, покровительни­це городов.

Слово "Афина", вероятно, происходит от пеласгического или этрусского, озна­чавшего "керамический". Можно предположить, что первоначально все поселе­ние сводилось к району Керамик.

 

Настоящая история Афин началась в период микенской цивилизации, когда Афины были маленьким, второстепенным городом Эллады.

 

Во II тыс. до н.э. по­селение на Акрополе было окружено стеной, построенной по образцу циклопи­ческих стен Микен и Тиринфа.

 

По имени легендарного народа, пеласгов, эта стена называлась Пеласгикон (Пеларгикон). Главный вход находился на западе, а второй, тайный, — на северо-востоке скалы Акрополя: лестница в скале ве­ла в подземный проход и выходила к укрепленному дворцу, где жил царь-басилей и проходили религиозные церемонии.

Дворец, остатки которого сохрани­лись, упоминается в "Илиаде" и "Одиссее".

 

К этому периоду относятся мифы о древнейших царях Афин — Кекропе, Эрехфее (Эрехтее), Эгее, о подвигах Тесея и о Кодре.

Кекроп считается первым ца­рем Аттики, он решал, кто из богов будет обладать Аттикой. Тесею удалось объ­единить земли Аттики в единую территорию со столицей Афины. Эрехфей ус­тановил в городе культ Афины. Кодр — легендарный последний царь Афин.

 

Согласно преданию, Дельфийский оракул предсказал, что дорийцы не смогут захватить Афины, если погибнет их царь. Чтобы спасти город, Кодр оделся ни­щим, затеял ссору с врагами и был убит ими.

 

 

Cпор Афины и Посейдона

 

Основателем великих Афин и их Акрополя был рожденный Землей Кекроп. Он был получеловеком-полузмеей. Тело его оканчивалось огромным змеи­ным хвостом. Кекроп основал город в Аттике тогда, когда за власть над всей страной спорили колебатель земли, бог моря Посейдон и воительница Афи­на, любимая дочь Зевса. На суд собрались боги и позвали Кекропа. Боги ре­шили дать власть над Аттикой тому, кто принесет самый ценный дар. Уда­рил колебатель земли Посейдон трезубцем в скалу, и из нее забил источник соленой (морской) воды, Афина же вонзила в землю свое копье, и выросла из земли олива. Тогда Кекроп сказал: "Светлые боги Олимпа, везде шумят соленые воды безбрежного моря, но нигде нет оливы, дающей так много. Ве­ликое благо дала Аттике Афина, пусть ей принадлежит власть над стра­ной". Так и решили. С тех пор стал называться Афинами город Кекропа. Он основал первое святилище Афины, а дочери его стали первыми жрицами в нем. Он дал афинянам законы и устроил все государство. 

 

 

После смерти Кодра Акрополь стал священным местом, где были сосредоточе­ны храмы и памятники. Внутри стен античного поселения находилось три хол­ма — Акрополь, Ареопаг (названный в честь бога войны Ареса) и Пникс, — а Ликбет был за пределами укреплений. Район, располагавшийся к северу и северо-западу от Акрополя, назывался Керамик и включал в себя Агору и Стою Пойкиле).

Юродская стена отделяла Керамик от кладбища (некрополя). Географическое положение города способствовало процветанию его жителей, юры защищали от внезапного нападения, а три естественных пор­та Аттики благоприятствовали развитию морской торговли. Нашествие дорийцев почти не коснулось города, они прошли мимо — настоль­ко скромно выглядели Афины, а может быть, казались неприступными. К VII в. до н.э. постепенно власть басилея (царя) уступила место власти родовой зна­ти — эвпатридов.

 

В истории города VI в. до н.э. явился веком реформ. На его начало приходятся реформы Солона, поэта и философа, одного из семи мудрецов Древней Греции. Реформы должны были положить конец борьбе между эвпатридами и демосом (народом — торговцами, ремесленниками, земледельцами).

При Солоне политические права и обязанности распределялись соответствен­но имущественному положению, что привело к лишению эвпатридов части при­вилегий.

Солон отменил жестокие законы Дракона (за все преступления — смерть).

Он сделал высшей законодательной властью народное собрание, в которое входили все граждане Афин, кроме женщин, рабов и метеков (ино­странец, переселенец).

 

Народные собрания проходили у Пропилеев. Солон подарил афинянам не только законы, но и философию жизни.

Суть ее в том, что каждый возраст имеет свою прелесть, а к жизни нужно относиться со спокойным достоинством.

Жизнь человека изменяется каждые семь лет, счи­тал мудрец.

Первые семь лет — у ребенка происходит смена зубов, к концу вто­рого — у мальчика появляются признаки зрелости, к концу третьего — борода, и лишь в четвертом семилетии происходит расцвет физических сил. Жениться Солон советует в пятом семилетии.

 

Лучшая пора для мужчин — это годы от 35 до 56 лет, то есть шестое, седьмое, восьмое семилетия.

Созревает ум, человек реально смотрит на жизнь, и свои возможности. Смерть же пусть приходит после восьми десятков лет.

Следуя своему учению, Солон умер глубоким стариком.

 

Почему мы так говорим?

 

Драконовские законы. Этим выражением мы обязаны афинскому законодателю Дракону, который в 621 г. до н.э. ввел новые зако­ны, предусматривавшие суровое наказание за различные проступки, нару­шавшие право собственности. Так, например, за кражу зерна, овощей и т.д. полагалась смертная казнь.

 

 

 

В 561-560 гг. до н.э. в результате переворота власть в Афинах захватывает Писистрат, дальний родственник Солона и его соратник в войне за остров Саламин.

Он устанавливает тиранию, в период которой начинается экономический, политический и культурный расцвет Афин.

Возводятся новые храмы, благоуст­раивается сам город, строится водопровод, подающий воду с Гимета.

В 508 г. до н.э. к власти в Афинах приходит Клисфен.

Он проводит реформы, укрепившие афинскую демократию. Народное собрание (экклесия) собиралось раз в месяц на холме Пникс, и любой гражданин, мать и отец которого являлись афинянами, мог свободно высказаться и предложить свой проект закона.

Представители Совета пятисот (Буле) выбирались на год — по пятьдесят чело­век от каждой из десяти фил.

Их задачей было подготовить работу собрания и представить на его рассмотрение самые неотложные вопросы. Народное со­брание занималось не только законотворчеством, но и разрешало споры меж­ду гражданами. Необычным явлением в греческой демократии было то, что каждый гражданин минимум один раз в жизни должен был на год стать членом Совета пятисот.

Клисфен также восстановил остракизм, что позволяло исклю­чить возможность новой тирании.

В начале V в. до н.э. на Грецию обрушилось испытание — многолетняя война с персами.

В 480 и 479 гг. до н.э. вторжению врагов подверглись Афины.

Персы разорили все, что могли. Были сожжены все храмы, разрушены все укрепления. После освобождения города афиняне поспешили построить оборонительные стены вокруг Афин и Пирея.

Руководил ими Фемистокл, военачальник Афин в войне с персами.

Его считали главным стратегом, которому Эллада обязана своим спасением от персов.

 

Продолжая укреплять морскую мощь Афин, он рас­ширил порт Пирей и спустил на воду большое количество кораблей.

Многие го­рода-государства вступили в греческий союз, признав первенство Афин.

Но нет пророка в своем отечестве — в 471 г. до н.э. Фемистокла изгоняют из Афин остракизмом.

Долгая и нелегкая, полная испытаний жизнь, принесшая ему славу героя Эллады, ждала его вдали от города. Он умер в персидских владениях, выпив чашу с ядом, чтобы не участвовать в походе Артаксеркса на Грецию.

По преданию (Плутарх), друзья перенесли его останки на родину и похоронили воз­ле созданной им гавани — Пирея.

Сделали они это тайно, так как обвинение в измене не было снято с Фемистокла, но его последним желанием было вер­нуться в Афины...

V в - до н.э. — период правления Перикла — считается золотым веком в исто­рии Афин.

При Перикле город стал политическим и культурным центром античного мира. В это время здесь жили и творили известные ученые, философы, поэты, драматурги, скульпторы, художники.

Афины возглавили Морской союз, объединивший полисы Центральной Греции и островов Эгейского моря. Казна союза хранилась в Афинах.

Демосфен говорил о произведениях эпохи Перикла, что они "так великолепны и грандиозны, что ни одному потомку не представляется возможным превзой­ти их".

В самом городе возводятся новые здания: храм Гефеста, Стратегион, Булевтерий, крытые галереи (стой), фонтаны.

В Афинах этого периода как-то удивительно удачно совпало все: политическое могущество, экономическая мощь и человек, стоящий во главе города.

Человек, счастливо соединявший в себе ум, достоинство и порядочность, знаменитое греческое чувство меры.

О Перикле говорили и писали многие, но лучше других сказал о себе он сам:

"Вы хвалите меня за то, что совершили и многие другие, а о самом главном, что я сделал, не говорите. Ведь за все годы моего правления по моему приказу не был казнен ни один афинский гражданин".

Уже в IV в. до н.э., после поражения в Пелопоннесской войне, город утрачива­ет главенствующее положение среди греческих полисов. На войну ушло много средств, строительство почти остановилось.

Наиболее значительные работы велись в театре Диониса, общественное строительство ограничивалось ремон­том стен и водопроводов.

Только в Пирее возводились новые верфи. Однако и в этот период наблюдался расцвет культуры — именно тогда жили Сократ, Платон, Аристофан.

Завершило политический упадок Афин подчинение власти ма­кедонских царей — в 338 г. до н.э. город был завоеван Филиппом II.

 

Но благо­даря своей прошлой славе он оставался центром культуры.

Александр Маке­донский после победы над персами при Гранике подарил Парфенону золотые щиты.

Этому примеру следовали его преемники и правители других городов.

Два века спустя, в 146 г. до н.э., Афины были захвачены римлянами.

Однако они сохранили свое значение центра культуры и искусства.

Только здесь мож­но было получить достойное образование, так как знание греческого языка и философии было обязательным для образованного человека той эпохи.

Во II в. до н.э. император Адриан, страстный поклонник греческой культуры, со­здал к юго-востоку от Акрополя новый район Афин, город Адриана.

Он украсил город новыми монументальными памятниками, при нем завершилось строительство храма Зевса Олимпийского и огромного здания библиотеки.

Многое сделал для украшения своего родного города богатый гражданин Герод Аттик. Главное — это знаменитый Одеон, где и в наше время можно наслаждаться те­атральными и музыкальными представлениями, которые проходят каждое ле­то в рамках Афинского фестиваля.

В 87 г. до н.э. римский полководец Сулла после долгой осады разграбил Афи­ны.

Многие произведения греческого искусства вывозились в Италию.

В 267 г. Афины подверглись нападению готов.

Последние два века существова­ния Римской империи были для Афин временем забвения и упадка.

После рас­пада Римской империи Афины в 395 г. н.э. переходят под власть Византии.

По­степенно закрываются философские школы, храмы переделываются в христи­анские церкви.

Теперь памятники искусства вывозили уже в Константинополь.

В 529 г. декретом Юстиниана I из города были изгнаны философы, и Афины стали провинциальным городом империи.

В начале VII в. Парфенон был превра­щен в церковь Св. Софии, Гефестион — в церковь Св. Георгия.

Новый этап истории города относится ко времени Крестовых походов.

На про­тяжении 1205-1456 гг. Афины являлись столицей герцогства Афинского.

Прави­тели герцогства непрерывно менялись, и следы их пребывания остались глав­ным образом на Акрополе.

Он по-прежнему был крепостью, укрепления кото­рой постоянно обновлялись и дополнялись новыми бастионами. Размеры само­го города сильно сократились — он занимал теперь лишь небольшой участок у северо-восточного подножия Акрополя.

После захвата Константинополя крес­тоносцами Афинами поочередно владели то герцог Бургундский, то каталон­ские наемники, то флорентийский владыка Коринфа, то венецианцы.

 

В 1458 г. Афины были захвачены турками. Акрополь стал турецкой крепостью.

Парфенон превратили в мечеть, в его юго-западном углу построили башню ми­нарета. В Эрехтейоне расположился гарем, в Пропилеях — казармы и порохо­вой склад.

В период турецкого владычества Афины были закрытым городом, и только в 1674 г. французский посол в Турции, маркиз де Нуантейль, добился разрешения для художников зарисовать античные памятники на Акрополе.

Эти "рисунки Каррея" — единственные свидетельства того, как выглядели фронто­ны Парфенона до разрушения.

Во время войны между турками и венецианцами Акрополь и город перестраи­вали, с тем, чтобы он соответствовал целям обороны.

В Парфеноне турки раз­местили пороховой склад.

В 1687 г. сюда попал снаряд осаждавших город ве­нецианцев, и от одного взрыва пороха была разрушена вся средняя часть хра­ма и большая часть колоннады.

Победители решили увезти в Венецию в каче­стве трофея фигуру Посейдона, но при ее снятии рухнули все скульптуры фронтона.

Вскоре венецианцы покинули Афины, и в город вернулись турки.

Вторая половина XVIII — начало XIX в. — период активного вывоза из страны античных произведений. Принцип был сформулирован французским послом в Турции Шуазелем-Гуффье и активно поддержан лордом Эльгином, английским по­слом: "Похищать в Афинах и вокруг них все, что можно похитить". Особо печаль­ную известность снискал последний, который вывез в Англию часть фризов Пар­фенона — в настоящий момент они украшают собой Британский музей.

Мелина Меркури, будучи министром культуры Греции, начала кампанию за возвращение фризов, которая ведется и по сей день и имеет сторонников, в том числе и в са­мой Великобритании, но пока, увы, успехом эта кампания не увенчалась.

20-е гг. XIX в. — годы борьбы Греции за независимость.

В 1833 г. турки оконча­тельно покинули город.

В 1834 г. Афины были провозглашены столицей Греции.

К этому времени в Афинах насчитывалось несколько сотен домов у северного склона Акрополя.

В декабре того же года король Оттон (баварская династия) перебрался в Афины, в город вступили баварские войска.

В Афинах строили казармы для эвзонов (гвардейцев) по образцу немецких крестьянских домов.

Они сохранились до нашего времени, их деревянные наличники и остроконеч­ные крыши заметно выделяются рядом с традиционно плоскими крышами афинских зданий.

 

К концу XIX в. Афины так расширились, что бывшие окраины стали централь­ными районами. На западе город практически слился с Пиреем, в нем вместе с пригородами насчитывалось более 1,5 млн жителей.

Наряду со строительством новых районов восстанавливались античные памятники. На Акрополе были ра­зобраны турецкие постройки и башня, построенная крестоносцами на южном крыле Пропилеев.

Во второй половине XIX в. начались археологические рас­копки на Акрополе и в Керамике. Крупнейшие археологические исследования XX в. — раскопки на агоре.

Были расчищены и отреставрированы руины рим­ской агоры, библиотеки Адриана и храма Зевса Олимпийского. Множество на­ходок было сделано во время строительства афинского метро.

Самые интерес­ные из них выставлены в вестибюлях центральных станций метрополитена.

Кроме того, в Музее кикладского искусства в Афинах прошла специальная вы­ставка, посвященная этим находкам.

Сейчас Афины — большой современный пород, в котором каждый путешественник ищет следы прошлого.

 


Теги: История Афин

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий


Опросы

Греция в вашем представлении это:

Стана с великой историей
Стана - музей
Курортная страна
Страна, где можно развлечься
Заурядная страна
Понятия не имею
Другое

О Греции и не только...




Архив новостей
Облако тегов
Аттика, Банки в Греции, Вульгямени, Герои древней Греции, Гомеровский период, Греция - информация, Греция для альпинистов, Допуск на территорию монастырей, Достопримечательности Афин, Достопримечательности нома Ксанти, Знаменитые люди Античной Греции, История Афин, Культурная жизнь, Македония, Микенский период, Минойский период, Мифология древней Греции, Музеи Салоников, Новая история Греции, Ном Гревена, Ном Иматия, Ном Кастория, Ном Ксанти, Ном Пиерия, Ном Флорина, Образ жизни греков, Отели Греции, Период Византии (395-1453 гг.), Питьевая вода в Греции, Посольства и консульства, Праздники в Греции, Проживание в Афинах, Районы города Афин, Салоники, Страхование, Таможенный контроль в Греции, Турецкое владычество и борьба против него (1453-1830 гг.), Шопинг, Эллинистический период, Эпоха Гомера (1 100-800 гг. до н.э.)

Показать все теги

Популярные статьи



Разное: