www.new-greece.ru - Греция, информация о Греции

Новости RSS
{main}

Период Архаики

Автор: admin от 6-05-2011, 09:46

Период Архаики

 

Следующий период в истории Греции носит название "архаика". Эта эпоха, ох­ватывающая IX-VI вв. до н.э., — время формирования греческих городов-госу­дарств.

Бурное развитие этих городов способствовало расцвету культуры и ис­кусства. В VII—VI вв. до н.э. распространяется греческая письменность, процве­тают науки — математика, медицина, астрономия, возникает философия.

Рост городов (полисов) в первую очередь отразился на развитии монументального зодчества. Храм, в котором ставились статуи богов, стал основным типом об­щественного здания и главенствовал в застройке города, располагаясь на его центральной площади.

На ней обычно проходили народные собрания, религиоз­ные празднества. Вокруг греческого храма была сосредоточена вся жизнь по­лиса и его граждан. Именно поэтому архитектуре храма уделяли огромное вни­мание.

Уже в VII в. до н.э. архитекторы разработали систему соотношения меж­ду несущими и несомыми частями здания.

Эта система, которая легла в основу архитектуры всего западного мира, получила название ордер.

Ранними ордера­ми считаются "дорический" (он складывался на Пелопоннесе и в Великой Гре­ции, т.е. в греческих колониях Сицилии и юга Италии) и "ионический", родив­шийся на побережье Малой Азии.

Самым распространенным типом греческого храма был периптер. Такой храм стоял на высоком подиуме, его центральный объем (наос) окружали колонны дорического или ионического ордера.

Колонна дорического ордера опиралась непосредственно на стилобат. Ее ствол украша­ло множество желобков-каннелюр. Завершала колонну простая капитель, со­стоявшая из круглой каменной подушки-прокладки (эхин), и прямоугольной плиты (абак). Над колоннами находился антаблемент, состоявший из трех час­тей.

Непосредственно на колоннах лежал архитрав, на нем — фриз из череду­ющихся прямоугольных плит (метопы) и вертикальных плит с желобками (триг­лифы). Над фризом располагался карниз. Передний и задний фасады храмов украшали треугольные фронтоны, в которых обычно помещали скульптуры. Внутреннее пространство храма (наос, или целла) двумя рядами колонн дели­лось на три нефа. В среднем нефе, у противоположной от входа стены, стояла статуя бога. Ионический ордер отличался большей легкостью и изяществом пропорций. Колонна опиралась на базу, а венчавшая ее капитель имела два за­витка — волюты.

 

Храмы греки строили из тесаных кубов известняка или мрамора без всякого связующего раствора. Архитектурные детали построенного храма подкрашива­ли разными цветами, так же как и отдельные элементы скульптуры. Один из наиболее значительных храмов архаической эпохи — храм Аполлона в Корин­фе второй половины VI в. до н.э.

Это дорический периптер с шестиколонным портиком. Его приземистые пропорции характерны для раннего дорического ордера.

 

Данный период был и временем рождения прославленной греческой пластики. Развитие скульптуры определялось эстетическими запросами общества. Час­тые вооруженные столкновения народов друг с другом требовали от воинов большой физической силы. С юных лет греки занимались гимнастическими уп­ражнениями, которые развивали крепость тела и стойкость духа.

Древние эл­лины были уверены, что физическая красота свидетельствует о не менее красивом духе. Становлению такого мировоззрения во многом способствовали Олимпийские игры, победителей которых считали равными богам. Образ пре­красного человека нашел свое воплощение в статуях прекрасных юношей, так называемых куросах. Почти все подобные скульптуры однотипны: как правило, это фигура в полный рост, имеющая упрощенный геометризированный силуэт.

 

Статичность позы передается особой постановкой ног — выдвинутая вперед левая нога и отставленная назад правая. Подчеркивая атлетичность сложения тела, скульптор схематично намечает грудные мышцы, диафрагму и мышцы жи­вота. Особый подход к обработке камня и решение человеческой фигуры напо­минают более ранние древнегреческие статуи, но греческие мастера наполни­ли старую схему иным смыслом, созвучным гуманистическим идеалам их куль­туры.

 

Вторым, не менее распространенным образом раннего греческого искусства являлись статуи девушек — коры. Это были изображения юных жриц Афины, которые обычно помещали на Акрополе.

Девушек изображали неподвижно сто­ящими в длинных пеплосах, перехваченных поясом. Голову коры с длинными волнистыми волосами мог украшать венок, в ушах были серьги, а в левой руке она держала венок или ветку. Скульптор удивительно передает лицо юной жрицы с миндалевидными глазами, тонкими дугами бровей, неуловимой улыб­кой.

 

Нужно отметить, что архаические скульптуры не были абсолютно белыми, на многих статуях сохранились следы краски. Волосы кор были золотистыми, гла­за и брови — черными, а розоватый тон мрамора великолепно передавал цвет человеческого тела. Не менее нарядными были и одежды жриц. К VI в. до н.э. Афины вступили в эпоху своего расцвета.

 

Постепенно они стали ремесленным, торговым и культурным центром всей Древней Эллады. Во вре­мя своего правления Писистрат привлек в город выдающихся поэтов и худож­ников. Последние продемонстрировали свое мастерство, оформляя храмы Ак­рополя.

Древнейший храм Афины — Гёкатомпедон, существовавший еще в на­чале VI в. до н.э., занимал центральное место на Акрополе.

При раскопках в конце прошлого столетия были обнаружены скульптуры с фронтонов этого хра­ма. Сюжеты скульптурных групп заимствованы из мифологии. Здесь были сце­ны борьбы Геракла с Тритоном — морским чудовищем, а также изображение Тифона — дракона с тремя человеческими телами, крыльями за спиной и змеи­ными хвостами.

Несмотря на определенный схематизм в изображении этих пер­сонажей, они гораздо более живые и выразительные, чем статичные куросы. Рядом с храмами на Акрополе ставились разные посвятительные статуи. Одна из них — известная мраморная статуя человека, несущего жертвенного телен­ка, — так называемого Мосхофора (около 570 г. до н.э.). Условность изображе­ния — волосы, борода, напоминающие геометрический узор, прорисовка мышц — сочетается с живым, непосредственным восприятием человека и животно­го. Позже, в христианском искусстве, этот образ обретет символический смысл— так будет изображаться Христос "Добрый пастырь".

Скульптура архаической эпохи еще несет в себе черты условности, но, постепенно освобождаясь от них, становится более реалистической. Этот путь приведет к расцвету классичес­кой скульптуры V в. до н.э.

 

До нас не дошла монументальная живопись архаики, но сохранилось большое количество ваз, рисунки на которых поражают и сегодня. Знакомство греков с цивилизацией Древнего Востока и собственная мифология способствовали богатству сюжетных и орнаментальных композиций, украшающих сосуды. Здесь встречаются сфинксы, грифоны, сирены. Часто изображаются сцены из мифов с участием богов и героев, батальные сцены и сюжеты из гомеровского эпоса. В орнаментике заметны египетские и переднеазиатские мотивы (стилизованные листья пальм и лотоса).

 

Росписи на вазах VII в. до н.э. были исполнены темно-коричневым лаком по светлой, розовато-желтой глине. Фигуры даны не просто силуэтом, как на ва­зах геометрического стиля, — теперь художники прорисовывают лицо, муску­латуру, детали одежды. Поверхность ваз украшали фризы с изображением идущих друг за другом людей или животных, а свободное пространство сплошь заполнялось орнаментом. Такой стиль живописи называют ковровым.

 

Однако уже к концу VII в. до н.э. ковровый стиль уступает место чернофигурному, ко­торый достигает расцвета в VI в. до н.э. Теперь изображение наносили густым черным лаком и подкрашивали глину охрой, отчего после обжига она приобре­тала красноватый оттенок.

Одним из самых выдающихся мастеров чернофигурного стиля был Эксекий, ко­торый работал во второй половине VI в. до н.э.

Знаменитый килик (чаша для вина) — вершина творчества Эксекия. На внешней его стороне изображены фантастические глаза, которые должны были уберечь пьющего от сглаза. На дне килика — ладья бога виноделия Диониса с виноградными гроздьями, а во­круг нее — дельфины. Здесь запечатлена легенда о том, как пираты похитили Диониса. Они не знали, кто он такой, и решили продать его в рабство. Однако когда корабль вышел в открытое море, по палубе внезапно потекло вино, мач­ту обвил виноград и появились дикие звери, являвшиеся спутниками Диониса. Испуганные пираты попрыгали в море, но, не долетая до воды, превращались в дельфинов. Эксекий изобразил поэтическую сцену, полную очарования и не­принужденности.

 

Около 530 г. до н.э. живописцы создали технику краснофигурной росписи. Вся свободная от изображений поверхность покрывалась черным лаком, а фигуры прорисовывали тонкой кистью. При обжиге они приобретали охристый оттенок. В технике краснофигурной вазописи работал современник Эксекия, вазописец Евфимид. Хорошо известна амфора работы Евфимида, на одной стороне кото­рой изображен праздник в честь Диониса, а на другой — прощание воина с ро­дителями. Это сцена из гомеровского эпоса: на амфоре запечатлены Гектор, его отец, царь Приам, и мать 1екуба. Интересно, что костюмы, прически персо­нажей и оружие — такие, какими они были в эпоху Евфимида.

Царь Приам предстает на амфоре облысевшим сгорбившимся старцем, опирающимся на по­сох и дающим напутствие сыну. Таким образом, живописец изображает герои­ческую сцену из мифологии как трогательное семейное событие из жизни про­стых греков. Сюжет, повествующий об эпических героях, мастер наполняет ли­ризмом, свойственным человеческой душе.

 

 


Теги: Период Архаики

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий


Опросы

Греция в вашем представлении это:

Стана с великой историей
Стана - музей
Курортная страна
Страна, где можно развлечься
Заурядная страна
Понятия не имею
Другое

О Греции и не только...




Архив новостей
Облако тегов

Популярные статьи



Разное: